"В 17 столететии французский философ и учёный Рене Декарт отмечал, что гравюры, "изготавливаемые из ничего, простым нанесением на бумагу там и сям небольшого количества чернил" могут походить на леса, города, людей и сражения, даже несмотря на то, что знаки на бумаге в действительности имеют "несовершенное сходство". Декарт утверждал, что они и должны быть несовершенными, - это поразительно современный взгляд на человеческое восприятие. "Изображениям достаточно иметь сходство с объектами лишь в некоторых чертах, и даже более того - их совершенство часто зависит от того, насколько они не похожи на них".
Вот из Ксендзюка:
"Надо заметить, что психика наша организуется не всегда очевидным образом. Например, линейность времени и трехмерность пространства – пожалуй, самые очевидные законы нашего мира. Соответственно, мы лучше всего понимаем структуру своей памяти и – частично – структуру пространственного восприятия. Легко понять, что случившееся давным-давно постепенно стирается из памяти, что давние воспоминания становятся блеклыми, невыразительными. То же касается пространства – любой образ, расположенный слишком далеко от глаз (ушей, носа, иных органов чувств), «слабеет», уменьшается в размерах, тускнеет и, в конечном итоге, становится бесцветным.
Опыт, который не подчиняется этим общим законам, можно назвать «инородным». Скажем, перед нами совокупность сильных сигналов, источник которых находится на небольшом расстоянии от нас. Мы, тем не менее, не замечаем этих сигналов. Более того, не воспринимаем их вообще. Почему? Оказывается, наше осознание работает в определенном ритме (с определенной частотой). Все феномены окружающего мира, не совпадающие с «частотой» человеческого осознания, выпадают из данного нам поля восприятия. Проще говоря, они для нас вовсе не существуют!
"Практик должен уметь по собственному желанию выделять любую произвольную фигуру из фона, и наоборот – разрушать фигуру, растворять ее в перцептивном фоне.
Человек, желающий полностью использовать потенциал своего внимания, должен овладеть четырьмя фундаментальными навыками.
1. Концентрация.
2. Деконцентрация (т.е. равномерное распределение внимания по всему сенсорному полю).
3. Выделение «фигуры» из «фона» (сборка эманаций в пучок).
4. Утопление «фигуры» в «фон» (прекращение сборки пучка эманаций).
Наше внимание должно владеть всеми четырьмя навыками."
В общем сегодня я решил двинуться дальше, а может напротив ближе, где у нас сейчас наука-то? В любом случае интересно. Хотя за те двадцать минут, что я вникал в лекцию, мне запомнился только чувак который зарубил себя топором. Или как там дело-то было? Слушал рассеянно. А ещё подумалось, что если рассматривать предмет как нечто, что человек разделяет с другими в объективной совместной деятельности, то таким же предметом можно считать и весь материальный мир.
Вчера я пытался достичь наяву того объёмного и яркого ощущения окружающего, что стало мне доступно в последних сновидениях. Тщётно конечно же. Отсутствие телесных ощущений неизменно даёт эфемерную картину мира. Мне постоянно приходится всего касаться, нюхать, в противном случае возникает эффект декорации, хорошо если трёхмерной. Впрочем, было одно необычное ощущение. Я испытал его когда навалился на дерево. Оно слегка качнулось, и я почувствовал как под его корой бегут соки. Ощущение было мимолётным, но резким. Я даже некоторое время был им оглушён. Пытался повторить, но ничего не вышло.