Как я уже писал, в какой-то момент у меня появилось желание ознакомиться с другими плодами фантазии Пола Донована, но кроме культового Лекса, в сети не оказалось ничего из довольно немалого списка фильмов режиссёра. Единственное, что мне удалось нарыть, это трейлер к его последнему фильму. Где, кстати говоря, был занят порядком постаревший Макманус. Именно этот трейлер натолкнул меня на мысль поискать фильмы с "последним из Брюненджи". Таким образом, я набрёл на не слишком-то популярный, судя по времени затраченному на скачку, фильм Атома Эгояна - "Роли со словами". Качал я его дважды, потому как не смог пристроить субтитры к первой версии. В фильме было не так уж много диалогов, однако я чувствовал, что в скупости сказанных фраз заключена большая важность. Что если я их не пойму, то от меня ускользнёт сам смысл фильма.
пост не для сюда, но пусть и здесь побудет, пока я ошибки не проверилНужно заметить, что я весьма неравнодушен к меланхоличному, пропитанному тайной кино. Может ещё со времён Твин Пикса или даже раньше - с мини-сериала про комиссара Каттани. Я почти не помню сюжета первой мафиозной саги моего детства, зато до сих пор ощущаю её замогильную атмосферу. Кажется именно там, среди поросших мхом, фамильных склепов и чёрных свечей кипарисов располагался вход в обитель Плутона.
А ещё я слышу тревожную музыку. Не ту что была написана Мориконне, а другую, вызывающую сильное нервное напряжение. В фильме Эгояна похожая атмосфера. Тревожная музыка и декорации. Начинается кино, как наверное несложно догадаться из моего вступления, с видов кладбища. Потом перемещается в колумбарий, где прямо в одну из ниш вмонтирован телевизор. Ясно, что молодой человек, с видео, которое смотрит привлекательная женщина - не первый год мёртв. Но не для неё. Бесконечно прокручивая плёнку, она будто надеется возродить его к жизни. Также поступает другая героиня фильма - влюбившаяся в живого, но столь же недоступного для неё юношу.
Юноша по имени Ланс, его играет красавчик Макманус, помимо уборки занимается оказанием сексуальных услуг тем постоялицам, на которые укажет владелица отеля. У неё запоминающаяся аристократическая внешность, от которой веет холодом и даже некоторой жёсткостью. Подле владелицы всегда находится андрогинное существо. Оно столь же безмолвно, как мёртвый парень с видео и Ланс на ролях в массовке. Но в его хитрой полуулыбке есть что-то намекающее на интимную связь с владелицей.
Хозяйка очень недовольна тем, что её работника-проститута донимает своей любовью одна из уборщиц, она считает, что это отвлекает его от дела. Актриса, играющая безнадёжно влюблённую девушку – Лизу сразу же привлекла моё внимание. У неё несколько грубоватое армянское лицо, но в одном из ракурсов она напомнила мне женщину с картин художников-прерафаэлитов. Я представил её обнажённой, стоящей среди распустившихся в ночи кувшинок и понял, что хочу её написать. Тем более мне очень понравилась скованность и неловкость девушки, которую она играет. Обычно мне больно наблюдать за подобными проявлениями, потому что я сам такой, однако схожие со мной персонажи не вызывают у меня отторжения. Наоборот. Мне сразу же хочется их обнять. Понимаю, что это глупо, что обнимать таких людей должны сильные люди, такие, с которыми они почувствуют себя защищёнными, но ничего не могу с собой поделать. Это желание схоже с жаждой обнять своего робкого двойника из сна.
Необязательно что-то говорить. Я почему-то уверен, что одного объятия было бы вполне достаточно. «В словах нет ничего особенного» - как сказала та же Лиза.
Фильм переполнен таким количеством под смыслов, что заставляет многократно возвращаться в мыслях к просмотренным сценам. Думаю, что выбор эпизодов, в которых занят Ланс - не случаен. Они отражают его социальные маски. Особенно показательна роль, в которой он играет полуобнажённого мужчину в бандаже с сатанинской звездой на груди - она будто передаёт его ипостась рокового любовника. Ланс вызывает у женщин ненормальную страсть, из-за чего одна из клиенток кончает с собой, а Лиза - повреждается в рассудке. Кстати, я совсем не уверен в том, что Ланс не плод её воображения. Воображение одинокого, сосредоточенного исключительно на собственных переживаниях, человека очень буйно, уж мне-то это известно не понаслышке.
Возможно она просто насмотрелась фильмов с неизвестным ей актёром и решила наложить их на свою реальную, бесконечно унылую жизнь.
Также интересна линия с Клэр, женщиной, продолжающей жить за счёт лёгкого своего брата. Брат умер, и она находит единственное оправдание своему существованию в написании сценария к фильму, где расскажет свою историю. Но как это обычно бывает, режиссёру нет никакого дела до чьих-то личных переживаний. У него кино на потоке, целая куча историй, которые нужно побыстрее снять и преподнести в удобном для зрителя виде.
Ввести в повествование теле-шоу - модный и неожиданный элемент, который поможет разъяснить проблему трансплантологии, а сестру лучше вообще вычеркнуть. Его цинизм напомнил мне о шоу Малахова. Не знаю то ли от одиночества, то ли из-за монофонических наушников, но я всё чаще предпочитаю человеческие голоса музыке. Не найдя их на многочисленных музыкальных станциях, я вполне могу послушать первый канал. Где конечно несложно набрести на шоу упомянутого товарища. Последний выпуск, что я прослушал, был посвящён обстоятельствам самоубийства модели из Калининграда. Мне даже стало интересно, как выглядел этот молодой человек, раз стал моделью.
А так как я уже подходил к дому, ничто не мешало мне досмотреть шоу по телевизору. Лучше бы я этого не делал. В передаче несколько раз показали обсаженную мухами руку самоубийцы, а также заваленный презервативами парк, в котором он покончил с собой. В студию пригласили его таджикского любовника, какого-то известного мальчика-модель, милующегося со своей девушкой и прочих странных персонажей. В конечном итоге в печальной развязке обвинили семью модели. Они, мол, не понимали карьеры мальчика, поэтому он и повесился. Среди прочих причин называлось вхождение в секту. Этот вывод был сделан на том основании, что в его профиле висят цитаты из Ошо. Не знал, что этот милейший гуру был главной секты! Профиль модели нашёлся быстро. Никакого Ошо там нет, зато есть цитаты про путь воина, возможно из кодекса Бусидо. Не представляю, как можно было спутать слова просветлённого дурака с жёстким посылом самураев.
Возможно брат этой неуравновешенной модели решил дать интервью первому каналу, потому что видел в этом некое оправдание своей вины. Но телевизионщикам нет никакого дела до чужих переживаний. Главное шоу.
Лиза тоже чувствует вину за самоубийство одной из постоялиц. Ведь девушка слышала, как она плачет и ничем не помогла. Только выполнила свою работу - оставила полотенца.
Но более всего меня тронула сцена с её интервьюирования счастливой невесты. Люди подобного сорта как она, действительно существуют. Не желающие задумываться. Особенно о плохом, сложном. Этого просто не должно быть на карте их жизни. Всё идёт по плану. Нет никакого "если". Такие люди вызывают у меня стойкую антипатию, впрочем, не без примеси зависти.
Жених расстроенной невесты избил Лизу за это интервью. Что конечно раскрывает его как человека думающего кулаками. Разве он мог сыграть брата, которому пересаживают лёгкое. Такой плоский такую глубокую Клэр?
Понятно чем всё это должно было закончиться.
Пожалуй, я скачаю другие фильмы Эгояна. Очень уж я проникся первой же рассказанной им историей.