Только что посмотрел "Меланхолию" Фон Триера. Подготовлен к просмотру не был, поэтому впечатления можно считать чистыми. В начале моё с трудом выработанное терпение подверглось настоящему удару - я вынужден был смотреть на слегка движущиеся фотографии. Если бы они мне понравились - я бы наверное глядел на них во все глаза, но они не вызвали у меня интереса. Показались похожими на весь тот фэшн-бред, что часто всплывает на страницах фото-сообществ. Особенное неприятие у меня вызывают невесты. Смотря на белое пышное платье, всё время думаю, как невеста ходит в нём туалет. Кстати, Триер отчасти удовлетворил моё любопытство. Почему отчасти? Потому что не показал, как невеста громоздится на унитаз.

Поведение героини Кирстен Данст, той самой невесты, прекрасно мне понятно. Мне тоже не раз приходилось участвовать в церемониях которые по идее должны были делать меня счастливым. Кому, впрочем, не приходилось!
Такие мероприятия из года в год вызывают у меня одни и те же реакции. По дороге на праздник я дурачусь, я весел и говорлив. Но стоит начаться какой-нибудь общественной тягомотине, неважно в чём она состоит - в необходимости произнести тост или в просьбе не приступать к еде, пока все не соберутся; как настроение моё начинает ползти вниз. Сначала с лица спадает улыбка, потом я стараюсь куда-нибудь сбежать, в туалет или на балкон, и если это меня не отрезвляет, то я становлюсь сам не свой - напиваюсь и начинаю вести себя неадекватно. Делаю всё для того, чтобы заглушить гнетущее ощущение чуждости собравшемуся обществу. Всем этим нормальным людям. Как точно выразился Остап: "Киса, мы чужие на этом празднике жизни".

И то как Джастин реагирует на приближающийся апокалипсис, мне знакомо. Был у меня в жизни похожий прецедент, местечковый правда, но с жертвами. Помню какое умиротворение я чувствовал, в то время как все были объяты паникой. Как тут не вспомнить Лермонтова "А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой!" Для тех кто любит жизнь пожалуй - нет, для меня же есть.

Имя моё - Меланхолия. Аллегория по-моему довольно просто прочитывается: Клер - Земля, Джастин - пришедшая из дальнего космоса планета - Меланхолия. Земля даёт жизнь и боится за неё, Меланхолия - несёт смерть, а значит освобождение от бесконечно повторяемых ритуалов.
В общем наконец-то я в кино увидел себя, довольно неприглядное зрелище, но я и не считаю - неумение радоваться вещам, которые радуют большинство людей - лучшей чертой своего характера. Она уж точно не делает меня счастливым. Но куда деваться, не вырежешь же. Это что-то глубинное, иррациональное, не идущее, как в случае Джастин от матери, и никак не связанное с отцом. Помню ещё пешком под стол ходил, когда утренники и новогоды стали вызывать у меня истерику. И конечно для меня не явилось особым открытием, что по другую сторону этого чувства стоит - желание апокалипсиса. Хаос против порядка. Тайна против обыденности. У Джастин и Клер разные страхи. Одна боится погрязнуть в рутине, другая уже в ней и ей это нравится. Она мать и жена, и боится, что всему этому настанет конец.
И даже когда становится ясно, что мир обречён, Клер просит сестру поучаствовать в очередном ритуале, чтобы соблюсти приличия. Забавно было услышать из уст Джастин, слова, что промелькнули в моей голове:
-Это полное дерьмо!
Как всегда у Триера, в фильме натыкано много загадок для вдумчивого зрителя, но я решил не напрягать интеллект. Обратил внимание только на произведённую Джастин замену раскрытых книжек по искусству. Геометрическим абстракциям она предпочла Босха и Брейгеля. Насколько я помню Малевич выстраивал на своих полотнах космический порядок, а Брейгель с Босхом были певцами хаоса земного бытия.
В других загадках наверное обыгрывется та же тема. Загорающая под лучами Меланхолии Джастин ассоциирует неприкрытую сексуальность, в то время как одетая Клер - мать и жену. И так далее.

Совсем забыл рассказать о визуальной составляющей. Ведь кроме, похожего на конечные кадры, пролога, было собственно кино. Фильм вышел красивым. Ямочки на щеках Кирстен Данст, инопланетные глаза Шарлоты Генсбур, лошади, телескопы, планета наконец! И всё это в приятных глазу - тёплых и зеленоватых тонах. Настоящее наслаждение.
А вот музыка мне не понравилась, занудная какая-то, что впрочем, прекрасно соответствует неспешному течению повествования.



@темы: кино